Оставить заявку

    Оставить заявку

    Ваше сообщение было успешно отправлено

    Вторник, 05 декабря 2017 12:06

    Smart packaging

    Что может, зачем нужна и куда движется "умная" упаковка?

             2020-й год. Москва. Вы заходите в супермаркет у дома за колбасой. Подносите айфон к батону "Докторской".  Мгновенно считав QR-код, мобильное устройство сообщает Вам полный состав продукта, демонстрирует видео-ролик с места его производства, даёт рекомендации по сервировке, рассчитывает дневную норму калорий.

             AR-приложение демонстрирует 3D-изображение главного колбасника и предлагает сыграть в игру "Битва колбас", используя батон как джойстик. Радиочастотная этикетка показывает весь путь колбасы от заводского конвейера до полки супермаркета, перед которой Вы стоите.

             Датчик свежести демонстрирует, сколько осталось жить колбасе (и Вам, если Вы не прислушаетесь к его рекомендациям). Более того, когда срок хранения подойдёт к концу, колбаса напомнит Вам о себе противным писком из холодильника, а на оболочке появятся специальные знаки, предостерегающие от использования.

             Фантастика? Нет, несколько отложенная во времени реальность. Многое из описанного возможно уже сейчас, и массовое внедрение лишь вопрос времени и удешевления соответствующих технологий. Но то, что упаковка товаров "умнеет" с каждым днём - неоспоримый факт.

    Трендиссимо!

             Сегодня основные направления  развития упаковочной индустрии связаны с решением нескольких задач: привлечь внимание покупателя к товару и убедить его сделать покупку; упростить логистические операции; улучшить качество продукта, увеличить  сроки его хранения  и исключить подделку. Основные тренды:

    • максимальная индивидуализация упаковки, необычные креативные решения;
    • вовлечение покупателя в интерактив с помощью технологичных  решений (QR-коды,  дополненная реальность);
    • использование биотехнологией для снижение влияния внешних факторов на качество и сохранность продуктов (модифицированная атмосфера, барьерные оболочки, оболочки, поглощающие кислород и препятствующие окислению, влагопоглотители)
    • возможность отслеживания пути продукта от места производства до магазинной полки (RFID-маркировка);
    • стремление к экологичности, использование биоразлагаемых материалов, в том числе биопластиков.

    QR-коды

             Абсолютно жизненная и активно используемая технология. QR-код (англ. Quick Response) - матричный двухмерный код. Его придумали японцы ещё в 1990-х, но популярным он стал только в эпоху всеобщего "осмартфонивания" и после появления программ, которые могут его распознавать.  QR даёт двухмерное изображение. Он содержит почти 7 тыс. цифр либо более 4 тыс. цифр и букв, благодаря чему можно "зашить" в него некий набор информации или адрес сайта. QR-код может быть стандартным черно-белым либо цветным, чтобы привлечь больше внимания. Наведя камеру смартфона на QR-код, покупатель получает возможность посмотреть видеоролик о продукте, почитать подробнее о его составе, калорийности, месте и технологии производства, вариантах приготовления и т.д. С помощью кода производитель может дать гораздо больше информации, чем способна  вместить стандартная упаковка  - на ней просто физически не хватит места, причем подачу можно обыграть в зависимости от типа продукта. Для элитного виски - задушевная сага о вискикурнях на шотландских озёрах, для молодежной газировки - элемент компьютерной игры с обязательным призом для тех, кто считает QR-коды нескольких продуктов одного бренда (причем сама банка или бутылка становится джойстиком для игры), для банки с детским питанием - краткая лекция известного педиатра. Все зависит от креативности отдела маркетинга и особенностей целевой аудитории. Важный момент - можно регулировать   размер шрифта,  что актуально для людей со слабым зрением и пожилых.

             QR-коды в разное время успешно использовали Nestle, McDonald's, Taco Bell (сеть американского фаст-фута), Mountain Dew, Tesco, Scandinavian Airlines и др. Главное - не перестараться. Не стоит снабжать QR-кодами униформу сотрудников, товары типа бикини и повально заменять ими штрих-коды.

    Радиочастотные этикетки

             Эффективный и востребованный конкурент старого доброго штрих-кода со множеством сопутствующих возможностей. RFID-технология (Radio Frequency Identification) позволяет считывать информацию бесконтактно, даже если метка находится вне зоны видимости ридера, в том числе внутри коробки или иного контейнера. В отличие от штрих-кода, на который данные записываются один раз при печати, информация на радиочастотной этикетке может меняться, дополняться. Она помещает  минимум в 20 раз больше байт на площади 1 кв.см. (обьем памяти RFID может достигать 10 тыс. байт). Запись длится одну секунду. При необходимости данные можно засекретить. Радиочастотную  этикетку можно использовать до миллиона раз и в течение десяти лет, в том числе потому, что чаще всего она размещается внутри упаковки с товаров и испытывает меньшее воздействие окружающей среды.

             Наконец, в RFID-метку можно встроить сенсоры для мониторинга температуры, влажности и других параметров, влияющих на срок годности продукта. В зависимости от срока, встроенный в упаковку индикатор меняет цвет от зеленого до красного. В зависимости от настроек, датчик может реагировать и на изменения температуры, и на присутствие патагенов. Если же снабдить упаковку зуммером или светодиодом, то информация об истечении срока годности поступит звуковым или световым сигналом. Эта идея ценна ещё и тем, что зачастую производители перестраховываются и указывают минимальный срок годности. В результате на свалках оказываются тонны пригодной к употреблению еды.

             Сегодня RFID активно используют крупные ритейлеры и производители FMCG: Wal-Mart, Tesco, PepsiCo, Johnson&Johnson, Gillette и др. Крупному ритейлеру нужно около 1 млрд. чипов ежегодно. Технология позволяет упростить процессы учёта и контроля товаров, вести склад удалённо, ускорить сборку заказов, быстро провести  инвентаризацию, исключить ошибки ручного ввода. Если оборудовать кассу с помощью RFID-технологии, то стоимость корзины из двухсот товаров будет посчитана за секунду автоматически.

             А ещё с помощью  RFID-технологий можно защитить товары от подделки. Это особенно актуально для лекарств: покупатель может отследить путь препарата от места производства до попадания в аптечную сеть.

    Дополненная реальность

             Интерактивное приложение "Икеи", позволяющее покупателю расставить в реальном интерьере виртуальную мебель, а ритейлеру - избежать затрат, возникающих при возврате неподошедшего товара, - пожалуй, самый известный пример "дополненной реальности" (Augmented Reality). Второй интересный пример - конструкторы Lego. С помощью AR можно увидеть, как будет выглядеть собранный сложный конструктор из сотен или тысяч деталей. Наведя смартфон (нужно, правда, установить соответствующее приложение) на коробку, покупатель видит 3D-изображение звездолета или города, которое можно изучать с разных сторон и под разными углами. Дети с их любопытством и богатым воображением - одни из самых благодарных ценителей AR. Для них могут "оживать" герои, изображения которых есть на упаковке (с ними можно даже играть), демонстрироваться короткие видео и мультфильмы. Коробка с готовыми завтраками, например, превращается в поле для  игры с любимыми персонажами. А на бис персонаж и вовсе выпрыгивает из коробки.

    Возможности AR практически безграничны. Сейчас AR "играет" со звуками и картинками, но вскоре изображения могут стать тактильными. Более того, с помощью AR можно будет менять облик продукта. Фраза "Что хочу, то и делаю" обретёт новый оттенок.

    Съедобная упаковка

             Упаковка, которой можно закусить основной продукт, - уже давно не открытие, но ещё не массовый тренд. Можно выпить кофе из съедобной чашки, а в качестве десерта употребить ложку (и то, и другое - особо твёрдое печенье), съесть йогурт из стаканчика, состоящего из агар-агара или купить в кулинарии гаспаччо в пищевой полисахаридной мембране с вкусом томата. Сосиска или сыр подлежит употреблению вместе с оболочкой из молочного протеина. Да что там, даже вино грозятся разлить в съедобные "бутылки". Один и тот же продукт можно упаковать в плёнку с различными вкусами, да ещё и обогатить ее витаминами и минералами.

             Пионерами остаются западные лаборатории (самые известные разработки принадлежат американской WikiCells и ее основателю, Гарвардскому профессору, био-инженеру Дэвиду Эдвардсу), но подтягиваются и отечественные учёные. В Самаре, например, придумали упаковку для еды космонавтов или полярников из обогащённого яблочного или овощного пюре.

             Основной вопрос к съедобной упаковке - насколько она долговечна, и учёным предстоит  придумать, как сделать ее более прочной. Массовой съедобная упаковка не становится в основном потому, что не выдерживает ценовой конкуренции с дешёвыми полимерами. 

    Противомикробная упаковка

             Увеличить срок годности продуктов - одна из основных задач "умной" упаковки. В ход идёт все: от создания модифицированной атмосферы (баланс кислорода, азота и углекислого газа внутри упаковки меняется в зависимости от типа продукта, чтобы замедлить его окисление) до использования барьерных материалов, оболочек и плёнок, абсорбирующих кислород, уничтожающих микроорганизмы и проч. Оболочка с частицами коллоидного и композитного серебра и иммобилизованными экстрактами розмарина или орегано, блокирующих развитие бактерий, плесеней, дрожжей - пример подобных разработок.

             Если же продукт все же начал портиться, на помощь приходят индикаторы свежести, реагирующие на наличие определённых соединений: диоксидов углерода и серы, аммиака, этанола, органических кислот. Реакция между индикатором и соединением вызывает изменение цвета индикатора либо появление значков (полосок штрих-кода и т.д.) Некоторые лаборатории и компании идут дальше и предлагают индикаторы, позволяющие оценить содержание патогенных бактерий (кишечной палочки, сальмонеллы, листерий). Это, например, индикаторная пленка Toxic Guard от Toxic Alert. Такая упаковка состоит из трёх слоёв. Первый пористый слой проницаем для всех микроорганизмов. Пройдя его, они попадают в слой, содержащий белки, способные распознать определённые микроорганизмы. Антитела связаны с красителем, и по мере движения микроорганизмов к третьему слою окраска меняется.

    Биоразлагаемая упаковка

             Упаковка - один из самых серьёзных загрязнителей окружающей среды, она составляет около 40% в общем объёме отходов. Это осознают все больше покупателей. Особо ответственные граждане даже готовы платить больше за возможность купить нечто в пластиковой таре с  пометкой "биоразлагаемо".  Натуральность и экологичность нынче в тренде, поэтому производители охотно этим пользуются, используя как обычные пластики с добавлением компонентов, ускоряющих распад, так и (но реже) биопластики, полученные из возобновляемого сырья.

             Самый популярный биопластик - это полимолочная кислота (PLA), получаемая из пшеницы, кукурузы или сахарного тростника. Казалось бы, вот оно, решение мировой проблемы! Но есть плохая новость:  биопластики могут разлагаться только в естественных природных условиях, в контакте с почвой, влагой, кислородом, либо в условиях промышленного компоста, с высокой температурой и влажностью.  Вывезенная на обычную подмосковную свалку, заваленная  грудами металлолома и стекла и подвергнутая консервации российским морозом, биоупаковка не сможет разложиться на безопасные для окружающей среды компоненты в приемлемые сроки (по европейскому стандарту  для компостируемых и биоразлагаемых полимеров EN 13432, это вообще "на 90% за 90 дней", но об этом даже и мечтать не приходится). Поэтому без создания соответствующей инструкторы переработки  биоразлагаемая упаковка - это, увы, красивый миф. Хотя, безусловно, такая упаковка более экологична с точки зрения здоровья потребителя. А уж закапывать ли на дачной компостной куче "растительные бутылки" из-под "Кока-Колы" - каждый решает для себя сам. Честный ресайкл традиционного пластика пока кажется наиболее приемлемым и реализуемым вариантом решения проблемы утилизации пластиковой упаковки.

     

    Медиа

    © 2005-2018 - ООО "Копакинг Центр"